Разящие зеркала (и зеркальные драгоценности)

Как говорят в таких случаях, чтоб два раза не вставать; я буквально вчера рассказывал про одно крышесносное зеркало этого мастера (и там же можно прочитать немного и про самого художника).  Вот ещё одна его работа, пусть и не прямо относящаяся к “зеркальным рассказам”, но всё же и не так далеко от них отстоящая.

Я писал уже, довольно пространно (при этом, как мне кажется, всё равно сумбурно и непонятно) про связь зеркала и щита – началось всё с зеркала щита Марса, потом я вообще поговорил про щиты, потом ещё, потом я всё никак не мог остановиться, и ещё чего-то написал, в том числе и про Св. Георгиев, Арх. Михаилов и прочих Персеев.

И вот, имея в виду весь этот щитозеркальный контекст, данная картина тоже очень интересна.

Судя по всему, она, картина эта, тоже была не самостоятельным произведением, а частью алтаря, заказанного для церкви Университета Саламанки (художник перебрался туда после смерти королевы Изабеллы в 1504 году), предположительно законченного не позднее 150 года.  В отличие от прошлой панели, эта – довольно большая работа, почти метр на метр размером (и, например, высота “зеркальной” части щита – почти 25 см, то есть, больше, чем вся панель с Христом и зеркалом).  Содержательно она про Архангела Михаила, всё разящего своего змея, а так же про Св.Франциска, всё принимающего свои стигматы (на сайте музея немного написано про всё это).

Картина является примером уже “поздне-испанского” периода творчества Хуана Фламандского и больше похожа на работы его испанских современников, чем на “родных” для него фламандцев.  Это выражается и менее детальных мазках, и в менее контрастных (зато более помпезных) цветовых решениях, и в более эмоциональных и мягких, почти женственных выражениях лиц. Например, на севере Архангел Михаил традиционно изображается в латах и с мечом, тогда как на этой картинке в своей белой робе и с копьём/посохом он похож, скорее, на утончённого эльфа.

У меня нет возможность рассмотреть поближе зеркало-щит (панель находится всё в том же Metropolitan Museum, послал запрос, может, дадут что-нибудь побольше); а пока вот какая репродукция:

(*)

Как и в случае с “Зеркалом Христа”, данное зеркало – конвексное. Не очень понятно, что в нём отражается – должен бы быть дракон, но его плохо видно, зато видна какие-то линии, и свет (неба?), и ещё что-то тёмное над этим светом.  Вертикальные линии могут означать и колонны, но могут быть и просто фирменным приёмом изображения изогнутого стекла.

Чиста функциональна использование зеркала (хрупкого) на щите (предназначенном отражать удары) не очень понятно – только если вы не идёте с боем на Медузу-Горгону (ну, или если всё это только игра красивых метафор).

Всё тот же неутомимый i_shmaelпривозил как-то из Испании красивого Архангела Михаила со щитом-зеркалом:


Про эту работу неизвестно ничего – ни кто её написал, ни когда, ни зачем;  можно отметить сходство лица архангела на обеих работах (хотя тут Михаил при полном параде в латах). И в этом щите-зеркале тоже отражается кусочек какого-то неба.

Так получилось, что весь этот Хуан Фламандский попал мне под руку как раз в тот момент, когда я писал очередную “зеркальную историю” как раз со щитами; поэтому я пока больше не буду тут щитозеркальных примеров приводить, а завистуюсь на будущее.

Но просто до кучи, и продолжая теперь уже архангельскую линию, покажу ещё одну работу того же мастера, его Благовещение (1510).

Какое она имеет отношение к зеркалам, спросите вы? Мм, практически никакого; это совсем уже далёкий отскок, в сторону квазизеркальных объектов, которые изображали на своих работах старые мастера, и в которых тоже можно иногда разглядеть какие-то отражения.

Одним из классов таких объектов являются всякие драгоценности – кулоны, броши, кольца итп. В данном случае, я не могу сказать наверняка, но есть подозрение, что на этой работе мы можем найти как минимум три таких артефакта:

Очень хочется добыть копию в сто раз больше (гугль арт проджект, где ты был?), но до этого хотя бы узнать, где вообще эта работа находится; пока у меня только завалявшийся на просторах сети случайный файл.

Но как бы то ни было, а ещё один рассказ из серии

ПРО ЗЕРКАЛА В ИСКУССТВЕ

(*) 

добавка

Я не стану менять основной текст, но тут mindszentyоткрыл способ смотреть картинки на сайте музея в очень большом разрешении, и вот что там обнаружилось:

И даже и ещё крупнее можно посмотреть, вплоть до

(и можно ещё кликнуть на ссылку). Интересно, что никакой дракон-то в “зеркале-щите” не отражается.  А мог бы, не так уж часто они в зеркала попадают.

Всё тот же тут mindszenty нашёл там в комментах (References) версии, что мы видим как бы Ад, а вертикальные линии – части решётки его Ворот.  Мне это кажется высокой лирикой; хотел бы я посмотреть на дизайны решёток того времени, а ещё – на дизайны больших конвексных зеркал. Вполне возможно, они делались с такими насечками, или же при выдувке образовывались подобные “складки”, которые становились заметными при боковом освещении.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s