Мета-одигитрия, или Зеркала Св.Луки

На этой картине нет зеркал (они будут на других, ниже), но зато встречается слово – та самая одигитрия – которое я не знал до сегодня, а вот теперь узнал; плюс ещё какие-то интересности вокруг и около, короче, на постинг наскребается.

Нарисован на картине, как видно из надписи, Святой Лука, один из четырёх евангелистов (= создателей евангелий). Но тут показан другой аспект его жизни и деятельности, а именно, рисование им Святой Марии с младенцем Иисусом. И как теперь считается, написал он её (их, точнее) именно в позе одигитрии (hodegetria), от греческого oδηγήτρια – Путеводительница, Указующая Путь. (upd: лол, не так, конечно – он сначала их так написал, а потом всё это дело так обозвали).

Поза эта описывается так: Младенец Христос на руках у Марии / Богородицы, которая указывает на него, как на символ спасения мира. Своей правой рукой Христос благословляет, а в левой –  держит свиток, реже — книгу:

Интересная особенность именно этой картинки в том, что на ней изображена возможно та самая картина/икона (или одна из тех самых картин/икон), которые, по преданию, написал сам Святой Лука!

Дальше подкатом

Несколько слов для общего контекста – сначала про самого Луку. Считается, что он родился в городе Антиохия, тогда греческом, но Лука мог быть не только греком, но и сирийцем, и ливанцем (?); сейчас город (или скорее то, во что он трансформировался со временем) находится на территории Турции. Для всей этой истории (в смысле – не истории постинга, а истории как христианство) довольно важно, что Лука не был евреем (как Иисус и все его первые ученики и последователи).

Про его семью ничего толком неизвестно, но полагается, что Лука был исключительно образованным человеком для своего времени, знакомым с историей, философией, медициной и искусством (что почти автоматически означала большой опыт путешествий по разным тогдашним “центрам знаний”); по одной из версий он был судовым врачом.

Он мог быть и сверстником Христа, а мог быть и чуть старше – считается, что он написал своё Евангелие около 60х, будучи уже пожилым человеком; погиб он в возрасте 84 лет (тут, как и всё в этой истории, надо читать с “считается”, “предполагается” – или “верится”). Таким образом, он мог прибыть в Иерусалим в возрасте от 25 до 45 лет – где он  встречается с Христом и пока совсем небольшой группой его учеников и вскоре становится одним из самых уверовавших. Его конверсия в христианство – один из первых примеров интернационально замаха учения, для Христа как бы нет государственных границ или этнической различий.

Это уже средневековая икона, изображающая Луку (уже Св.), создающего своё писание. Тут он весь такой красавиц-спортсмен, небольшая же иллюстрация из арабского манускрипта показывает его уже более пожилым и умудрённым – но всё равно с книгами. Вообще, Св.Лука стал потом патроном не только медиков и студентов (и артистов – а ещё мясников), но и всей интеллигенции, что ли.

Портрет Тиссо показывает, как реально мог выглядеть Лука; я писал, что Тиссо специально несколько раз путешествовал по Ближнему Востоку, чтобы писать библейские сцены не абы как, а исключительно точно, то есть, ему можно в этом верить больше, чем в среднем другим.


James Tissot – Saint Luke (1884)

Теперь про рисование. Согласно легенде, уже потом, много позже после смерти Христа, когда Лука вернулся к себе в Антиохию (вместе с (потом тоже Святым) Павлом), и когда они уже там начали нести учение в массы, с Лукой случилось видение – то ли во сне, то ли в некотором трансе он увидел избражение Марии, матери Христа, собственно с ним, ещё совсем маленьким. И вот эту сцену Лука и написал (по некоторым версиям – ряд раз). Случиться это могло в любой момент от, скажем 35 до 75 года, но скорее всего, до 60го, потому что он ничего не пишет про это событие в своём Евангелии.

Но с другой стороны, как “показывают” последующие события, он мог написать что-то и ещё будучи в Иерусалиме (либо же его картины/иконы потом туда как-то попали) – по некоторым версиям, была и ранняя “черновая” икона, и более поздняя, улучшенная версия.

Дальше – уже в пятом веке – события начинают развиваться вот как.  Императрица Евдокия (Aelia Eudocia Augusta), жена византийского императора Феодосия II (Flavius Theodosius Junior Augustus, или ещё Theodosius the Calligrapher), задумала строительство большой церкви в честь Св.Марии/Богоматери в Константинополе. Церковь была построена в районе Влахерны (Blachernae – интересно, кстати, почему они в какой-то момент переводили латинское В как русское В – не Блахерны, а Влахерны?). Для этой цервки были собраны всякие ценные реликвии, например, накидка (robe) Мадонны, и узнав, что существует первая икона Богоматери, Евдокия специально отправилась в Иерусалим, чтобы её получить. Где она там хранилась всё это время, как её удалось найти и переправить в Константинополь – это всё неясно.

Затом потом слава этой иконы гремела в веках, так сказать; она совершала какие-то многочисленные чудеса, включая спасение всего города, исцеляла, направляла итд; например, сто лет она провела замурованной в стене (?). Про всё это можно прочитать в интересных статьях в Википедии – на русском (Влахернская икона) и на английском (Blachernitissa) (которые, как водится, довольно сильно отличаются друг от друга в пересказе событий).

Но разница в интерпретациях – это одно, но в этих двух статья даже иконы показаны разные! Та, что выше, приводится в русской версии, а в английской показана вот эта икона – и тоже как “созданная самим Лукой”!

Но ещё интереснее, что обе иконы сейчас находятся в России! Вот это было для меня полным открытием, если честно. Первая икона находится в Успенском соборе Кремля, а вторая – то ли чуть не в Третьяковской галерее, а то ли тоже в Кремле, только в Вознесенском соборе. Я совершенно не помню ни ту, ни другую; но там обычно такая туристская мясорубка, что ни увидеть, ни понять ничего нельзя полюбому.

История их попадания в Россию удивительна и просто просится в какой-нибудь фильм или умберто-эковскую книжку: Византийская империя, как известно, пала, Константинополь был взят сарацинами султана Мехмеда  (в 1453 году, заметим). А в октябре [upd:тут меня поправляют – в октнябре, конечно, да только через 200 лет – в 1653 году] икону уже привозят – в Москву, в дар русскому царю Алексею Михайловичу.

Октября в 16 день встречал Государь образ пречистыя Богородицы Одигитрия, что принесен из Грек, из Лахернской церкви.

Тут написано “из Грек”, из Греции, потому что считается, что икона хранилась где-то в монастырях на Афоне.

Вообще, ковырясь во всех этих историях, я много чего внезапно узнал – те же канонические названия композиций. Например, кроме пресловутой одигитрии ещё есть елеуса (eλεούσα, умиление), панахранта (panachranta, пренепорочная) и много чего ещё  – см. Православная иконография Богородицы.

Понятно, что за долгие века там столько уже намолотили, что без хорошего инфовиза не разобраться; я был удивлен/поражён, поняв, что попытки такого инфовиза предпринимались прямо, так сказать, не отходя от кассы не выходя из жанра, путём создания неких мета-икон:

Но всё это были только предуведомления, для контекста. Сам текст будет про другой сюжет, а именно, про изображение процесса рисования Мадонны/Марии/Богородицы Св.Лукой, то есть, про мета-одигитрию.  Другими словами, про картины/иконы, подобные самой первой картине, или вот про такие:

Или такие

Заметим, кстати, что на них нет самой Марии – она есть только на иконе. Ещё интересно, что на второй картинке писание ведётся под руководством некоего ангела (архангела? самой Марии? слетевшей к Луке (который в трансе), чтобы показать ему “правильное изображение”?).  Которое, кстати, как раз получается не совсем правильное – не каноническая одигитрия, а елеуса.

Кстати, говоря о недавно просмотренном Эль Греко (даром, что грек) – одна из его ранних работ, ещё греческого (критского) периода его творчества – как раз икона Св.Луки, пишущего Богородицу.

Она, эта картина (икона?) тоже была на той самой выставке; правда, она сильно повреждена – и это про том, что разговор идёт о менее, чем 500 годах (икона написана в 1568 г.) Что же можно говорить о работах, созданных почти две тысячи лет назад?

Отметим, что Эль Греко пишет “правильную” одигитрию; не то многие европейцы, которые подхватили мотив, но потихоньку начали – не то, чтобы “выплёскивать ребёнка”, скорее, добавлять всё новые и новые шампуни обертоны:

Вот интересная миниатюра из часослова Марии Бургундской (примерно 1475 года):

На ней Св.Лука по-прежнему творит в одиночестве (не считая быка) и “из головы”:

Интересной для меня её делает вот эта деталь, красивый, сложный… дивайс над кроватью:

В котором я, разумеется, додумываю зеркало – что, если это правда, делает её самой ранней в Европе работой в серии “Св.Лука, рисующий Мадонну”, в которой появлялось бы зеркало.

Я писал до этого о панели алтаря Габриэля Малескирхера, 1578 г., на котором Св.Лука изображён с зеркалом (хотя он и не пишет на этой панели Мадонну – правда, он пишет её на другой работе этого же мастера). Просто в качестве напоминания:

И есть другая работа, другого немецкого мастера, Дерека Бейхерта, на которой Св. Лука уже пишет Марию, да ещё с младенцем, и при этом в комнате есть зеркало – и оно даже как-то “участвует” в процессе рисования (=в нём что-то такое отражается):

Ярким отличем этой картины от всех предыдущих является присутствие в нём самой Марии – в качестве модели. Нет, пожалуй, необходимости говорить, что это совершенно невозможная комбинация – в т.н. “реальной жизни”, то есть. По хорошему, это чистой воды богохульство – но в логической системе, где есть место “чуду”, возможно тогда всё, и сюжет становится одним из самых распространённых, и самых почитаемых.

Бейхерт был не первым, разумеется, кто ввёл сидение (sitting) Мадонны: ниже – относительно новая икона, но существует большое число и “по-настоящему старых” икон, как минимум 16 века, где Мария уже сидит:

Вот очень интересная работа (Jakob Beinhart – Saint Luke Paiting the Virgin, with Playing Jesus (1496); мало того, что она трёхмерная, так на ней и Иисус – прямо-таки “живой и весёлый ребёнок”, никакой не Всеспаситель Мира. Прямо как той песенке –

Lady Madonna, children at your feet. 
Wonder how you manage to make ends meet. 

Да и stockings – не stockings, а чего-то такое needed mending.

Про “объект, показанный жолтой стрелкой”… ну, да, я соглашусь, посчитать его зеркалом было бы слишком wishful thinking.

За долгие столетия намолочего было много, и некоторые вещи совершенно шедевральные, размещать тут всё – никакого постинга не хватит. Поэтому просто пару блокбастеров, и ещё несколько работ, которые мне “лично нравятся”:


Rogier van der Weyden – St Luke Drawing the Portrait of the Madonna (1450)

Это, наверное, самый блокбастерный из всех блокбастеров в этом виде спорта; картину так и называет, Мадонна Святого Луки. Очень, очень жалко, что на ней нет зеркала – это было бы круче всех Арнольфини вместе взятых. Когда у меня будет немножко денег, я попрошу каких-нибудь китайцев написать это картину, но только с зеркалом; я уже присмотрел для него место, и в голове почти готов дизайн.


Giorgio Vasari – St Luke Painting the Virgin (1565)


Jan Mabuse – St Luke Painting the Madonna (1520)

Мне очень нравится вот эта работа, итальянского художника Giuseppe Antonio Petrini

Вот эта вот тоже славная:


Frans (Floris) de Vriendt – Saint Lukas Paiting the Virgin (c.1550)

Кстати, в конце своей жизни Эль Греко написал ещё одно Св.Луку, совершенно дивного

Во время подготовки этого постинга я обнаружил ещё одну работу, так сказать, зеркально-интересную.


Maarten van Heemskerck – St.Luke Painting the Virgin (c.1540)

Тут-то я почти уверен, что на подоконнике стоит зеркало – и что-то в нём даже и отражется, как мне кажется!

У этого Хемскерка, кстати, есть ещё одна работа, на эту же тему, так сказать, но которая явно (= эксплицитно) показывает причину особой популярности пресловутой темы:

Вообще-то Мартен ван Хемскерк считался религиозным художником, но я не знаю, какое-религиозное заведение заказало бы (и приняло потом) эту картину – слишком много в ней всяких двусмысленностей, полунамёков, и вообще как бы нет полагающейся святости.  Но и немудрено – картину заказала Гильдия Св.Луки, то есть, это была как бы работа “для своих”.

Св.Лука стал считаться патроном художников, и в их же интересах было множить его изображения, и особенно изображающие его изображающим Мадонну. Как бы и искусство, а и цеховой пиар тоже.

Фуф. Теперь только я подобрался к картине, из-за которой я весь этот сыр бор и начал.

Во время недавнего посещения Национальной Галереи я случайно наткнулся там на одну интересную работу (да, зеркально-интересную, и да – крутите-крутите мышкой!)

Она долгое время считалась Анонимной, но в последнее время её описывают как принадлежащую ученику Квентина Массейса (Quinten Massys – тот самый, который Банкир и его Зеркало). А может, это и сам загадочный Массейс? Вот было бы интересно – он тогда перешёл бы из категории однозеркальцев в категорию два-и-больше-зеркальцев.

Зеркало тут изображено совершенно фантастическое, конечно – такого, простите, тазика, я не видел ни на одной картине:

На именно этой картине нет самой Мадонны, есть только её изображение (со вполне, кстати, подрощенным Иисусом, он и на коленях-то у неё смотрится немного нелепо). Возможно, то была часть диптиха (как в случае с Nieuwenhove Diptych?), а то и триптиха, на котором Мадонна была бы на центральной панели.

И в этом случае я бы очень хотел посмотреть на Богородицу, складывающую пальчиками Vitarka Mudra

Такие вот отражения.

 

Advertisements

3 thoughts on “Мета-одигитрия, или Зеркала Св.Луки

  1. “Тиссо специально несколько раз путешествовал по Ближнему Востоку, чтобы писать библейские сцены не абы как, а исключительно точно…” – ну не знаю, разве современные греки похожи на древнегреческие статуи.?..:)
    “(Blachernae – интересно, кстати, почему они в какой-то момент переводили латинское В как русское В – не Блахерны, а Влахерны?)” – и “бла”, и “хер” – слишко много в одном слове, решили облагородить малость…:-))

    • Да, я согласен, это довольно сильное заявление; в своём первом постинге про Тиссо я имел в виду скорее ландшафт, он-то мало изменился, и его библейские сцены поэтому “достовернее”, чем в среднему. С людьми – не знаю, возможно, если сегодня делать статуи с греческих (или тех же итальянских) атлетов, то, может, тоже неплохо получится.

      Про Бла/Вла-херну мне, кстати, объяснили – первые записи я вёл в жж, а там их более активно комментировали (http://centralasian.livejournal.com/2325860.html):

      “В византийское время греческое b>v. Именно поэтому буква В (древняя бета, византийская вита) была взята Св. Кириллом для обозначения славянского звука v, и стала нашей родной “веди”. Естественно, во время прямых контактов с византийцами, название “Влахерны” усваивалось русскими в варианте, близком к тогдашнему греческому произношению.”

  2. Весьма рада была найти ваш ресурс! Очень хочу все перечесть и пообщаться . Но в данном посте не согласна с Вашим толкованием, что “На ней Св.Лука по-прежнему творит в одиночестве (не считая быка) и “из головы”:” Лучи от его головы символ равный нимбу или аллегорическому изображению Ангела, которые означают одно – вдохновение не “из головы” , а ” в голову “

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s