От щита!

Вся эта история про зеркала щиты Венеры была интересной, конечно, но она оставила ощущение недопонятости; точнее, недорассказанности – мне кажется, её почти невозможно полностью понять современного человеку (я думаю, что её трудно было понять уже и человеку времён Тинторетто, то есть, 16 века).

Трудности эти связаны с самой концепцией щита, которую пресловутому современному человека понять ниоткуда нельзя. Связка “автомат -> бронежилет”, которые ему могут прийти в голову как аналог более ранней версии “копьё (или меч) -> щит”, утратила весь смысл именно в своей щитовой части.

Я сам смог хоть как-то понять (и даже немного ощутить) “работу щита” только когда стал заниматься айкидо. Там в некоторых версиях пояснений (хотя и не во всех) даётся явная отсылка к этой диаде, копьё-меч, для чтобы понять принципы движений (подходов) irimi и tenkan:

Ирими можно представить себе как нападение, выпад (“удар копьём”); для правшей это работа рубящей или толкающей правой руки. Тенкан – отражение, точнее, уклонение, с таким поворотом, который позволяет атакующему вас упасть самому. На картинке выше “щит” – это левая рука, и главная фенечка тут в том, что она не является пассивной преградой для наносимого удара, а активно участвует в его перенаправлении  и  трансформации этого удара энергии. (В том же айкидо это происходит путём создания различных точек для рычагов и кручений вокруг них). В идеале, разумеется, это всё должно быть неразрывно связано в некое инь-яневское единство.

Я не хочу сказать, что древние греки изучали технику Морихэя Уэсибы, но точно знаю, что владению щитом тех же гладиаторов учили основательно (но знают про это только историки, поскольку в разнообразных голливудских версиях событий эти моменты полностью исчезают).

Если вернуться к той же Древней Греции, то какие-то метафорические (ака аллегорические) нюансы щитоведения можно раскопать в истории про Медузу Горгону (и её печальную кончину).

Биография Медусы была довольно сложной; достаточно сказать, что не всегда у неё вместо волос были змеи, и что без гендерных абьюзов там тоже не обошлось. Зуб на Медузу имела ни много ни мало сама Афина Паллада.  Aфина же в конце концов и помогла Персею убить Медузу, подарив ему специальный щит с отражающей поверхностью (=зеркало).

René-Antoine Houasse – Minerva Presents a Shield to Perseus with Whom He Must Fight the Medusa (1690)

Здесь художник назвал Афину на римский манер, Миневрой, но суть от ребрендинга не меняется.

Персею ещё много чего надарили разные стэйкхолдеры, но в схватке с Медузой именно щит оказался ключевой технологией – он позволил герою не смотреть на чудище, взгляд которого превращал всё живое в камень.  Собственно, схватки-то никакой и не было, Персей подкрался к Медузе, когда она спала, смотря про этом в зеркало-щит (змеи на её голове как раз никогда не спасибо все вместе) и отрубил её голову.

Perseus killing Medusa, marble sarcophagus from Pécs-Aranyhegy (Hungary), mid 2nd c. BC

А на этой французской гравюре середины 18 века видно отражение Медузы в щите:

Bernard Picart – Perseus cuts off Medusa’s head (c.1730)

Но мне кажется, что это больше wishful thinking, так как технологически греки могли делать только бронзовые зеркала, в которых мало что видно кроме общего силуэта (таких вот деталей лица точно нельзя было разглядеть).

Ещё, конечно, забавно, что в камень не превратилась сама Медуза – ведь она же смотрела сама на себя! Или предполагается, что это не её взгляд превращал всех в камень, а взгляд её змей?

Lunette Depicting Perseus Slaying the Medusa, from the “Camerino” (1596)

А на этой картине Фраческо Маффея щит вообще плавно превратился в некое конвексное зеркало:

Франческо Маффеи (Francesco Maffei) –  Perseus cutting off Medusa’s head (1650)

Убив Медузу, Персей начал размахивать её головой во все стороны  обнаружил, что даже мёртвая голова не потеряла свои трансформирующие (точнее, окаменевающие) качества. 

Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini) – Perseus with the Head of Medusa (с.1545)

Которыми качествами он начал активно пользоваться, например, обращая в камни тех, кто ему не нравится (например, Финея сотоварищи):

Лука Джордано (Luca Giordano) – Perseus turning Phineus and his followers to stone (1680)

У того же Джордано есть и версия получения головы Медузы:

Как тут хорошо видно, Персей таки забивает спящую женщину; что означает, что за окаменевание отвечала не её собственный взгляд, а взгляды ей змей (по некоторым версиям “подаренных” ей самой Афиной):

Кстати, о забиении Финея и финейцев – Себастьяно Риччи напишет чуть позже картину, изображающую попытку последних отразить мощное оружие Персея, пользуясь его же мечом щитом: 

Sebastiano Ricci – Perseus Confronting Phineus with the Head of Medusa (c.1705)

Как показал ход дальнейших событий, свои щит Финий таки недополировал. Видно, что в щите этом ничего толком даже не отражается:

А может, его просто не научили искусству тенкан.

Но до этого Персей при помощи головы Мезузы будет ещё забивать морское чудище во время спасения Андромеды:

Пьеро ди Козимо (Piero di Cosimo) – Perseus frees Andromeda (c. 1515)

На известной картине Рубенса Персей-уже-победитель изображён со щитом, в который вмонтирована голова Медузы. Это, разумеется, очень правильное интерфейсное решение, но мастер, как говорится, смешал в кучу и людей, и коней, и всё-всё-всё остальное.

Питер-Пауль Рубенс (Peter Paul Rubens) – Perseus and Andromeda (1621)

Согласно первоисточникам, такой щит сделал себе не Персей, а сама Афина, которой он в какой-то момент подарил голову Медузы, и гораздо позже – на некоторых греческих амфорах мы находим вот такие изображения:

В сознании современного человека этот артефакт (щит с вмонтированной в него головой медузы) скорее всего присутствует в версии от Караваджо:

Караваджо (Caravaggio) – The ceremonial shield portraying Medusa’s Head (1600)

Или – в более иконической форме – от Версаче:

На самом деле Афина сделала себе из головы Медузы не щит, а так называемую эгиду, нагрудные доспехи.

Её потом (по слухам) воспроизвёл на своих доспехах Александр Македонский, который считал себя потомком Зевса.

 

Получаетcя, что в этой истории один щит как бы настоящий (первый, который Персей использовал для отражения), а другой (с головой Медузы на нём) – поздняя выдумка. 

Винченцо Джемито (Vincenzo Gemito) – Medusa Shield (1911)

Это только одна история про щиты, а надо будет рассказать и про многие другие известные щиты тоже. Так что история будет с продолжениями.

One comment

  1. Факт наличия наплечных и нагрудные эгид с Медузой у богов и сыновей божьих (Александр, сын Зевса) не может не заинтересовать. Уравнивание Феномена, маркером которого является Медуза, – с богами!. То же самое произошло и с Золотым Тельцом иудеев, но тот долго не продержался, как известно: “Вот бог твой, Израиль!” Кошмар! Что положено Юпитеру, не дозволено Быку! Аж скрижали со зла пришлось разбить….
    Но в варианте с Медузой “подвижки” кое-какие уже есть. Согласно французскому антиковеду Пьеру Шантрену (Pierre Chantraine),с древнегреческого, Μέδουσα /Medousa от μέδω/ Мидо, “порядок, правило”. А не чудовище Персеевого мифа. Посмотрите нее личико на мозаике в Родосской крепости! И, кстати, здесь, на груди у Александра, она вполне нечего себе… Ангелочек! Да-да, ангелочек, на этрусских надгробиях это также вполне очевидно. Короче, за эти 2000 лет каких нам только Змей и Рогов (Бык-Козел-Молох-Бес-Черт-Бафомет) не понарисовали, чтоб сокрыть первоначальный Феномен.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.