От щита!

Вся эта история про зеркала щиты Венеры была интересной, конечно, но она оставила ощущение недопонятости; точнее, недорассказанности – мне кажется, её почти невозможно полностью понять современного человеку (и я думаю, очень трудно было понять уже и человеку времён Тинторетто, 16 века).

Трудности эти связаны с самой концепцией щита, которую пресловутому современному человека понять ниоткуда нельзя. Связка “автомат-бронежилет”, которые ему могут прийти в голову как аналог более раннейе версии “копьё (или меч) – щит”, утратила весь смысл именно в своей щитовой части.

Я сам смог ощутить и хоть как-то понять “работу щита” только когда стал заниматься айкидо; там в некоторых версиях пояснений (хотя и не во всех) даётся явная отсылка к этой диаде, копьё-меч, для чтобы понять принципы движений (подходов) irimi и tenkan:

Ирими можно представить себе как нападение, выпад – удар копьём; для правшей – работа правой рука. Тенкан – отражение, точнее, уклонение, с таким поворотом, который позволяет атакующему вас упасть самому.  В идеале, которые, разумеется, это всё должно быть неразрывно связано в некое инь-яневское единство.

Главная фенечка тут в том, что “щит” не является пассивной преградой для наносимого удара, а активно участвует в трансформации энергии оного (в частности, в том же айкидо – путём создания всяких разных точек для рычагов и кручений вокруг них).

Я не хочу сказать, что древние греки изучали технику Морихэя Уэсибы, но точно знаю, что владению щитом тех же гладиаторов учили основательно (но знают про это только историки, поскольку в разнообразных голливудских версиях событий эти моменты полностью исчезают).

Если вернуться к той же Древней Греции, то какие-то метафорические (ака аллегорические) нюансы щитоведения можно раскопать в истории про Медузу Горгону (и её

печальную кончину).

Биография Медусы было довольно сложной; достаточно сказать, что не всегда у неё вместо волос были змеи, и что без гендерных абьюзов там тоже не обошлось. Зуб на Медузу имела ни много ни мало сама Афина Паллада.  Aфина же в конце концов и помогла Персею убить Медузу, подарив ему специальный щит с отражающей поверхностью.


René-Antoine Houasse – Minerva Presents a Shield to Perseus with Whom He Must Fight the Medusa (1690)

Здесь художник назвал Афину на римский манер, Миневрой. Суть от ребрендинга не меняется.

Персею ещё много чего надарили разные стэйкхолдеры, но в схватке с Медузой именно щит оказался ключевой технологией – он позволил герою не смотреть на чудище, взгляд которого превращал всё живое в камень.  В момент сражения Персей смотрел в зеркало-щит и как-то таки исхитрился забить бедную женщину.


Perseus killing Medusa, marble sarcophagus from Pécs-Aranyhegy (Hungary), mid 2nd c. BC

На этой французской гравюре середины 18 века видно отражение Медузы в щите; это, разумеется, wishful thinking, так как технологически греки могли делать только бронзовые зеркала, в которых фига с два что было видно кроме общего силуэта (таких вот деталей лица точно нельзя было разглядеть).

Ещё, конечно, забавно, что в камень не превратилась сама Медуза – ведь она же смотрела сама на себя!



Lunette Depicting Perseus Slaying the Medusa, from the “Camerino” (1596)

А на этой картине Фраческо Маффея щит вообще плавно превратился в некое конвексное зеркало:


Francesco Maffei –  Perseus cutting off Medusa’s head (1650)

Убив Медузу Персей начал размахивать её головой во все стороны  обнаружил, что даже мёртвая голова не потеряла свои трансформирующие качества

и начал её активно использовать. Например, обращая в камни своих врагов


Luca Giordano – Perseus turning Phineus and his followers to stone (1680)

или забивая морское чудище во время спасения Андромеды:


Piero di Cosimo – Perseus frees Andromeda (c. 1515)

На известной картине Рубенса Персей изображён со щитом, в который вмонтирована голова Медузы. Это, разумеется, очень правильное интерфейсное решение, но мастер, как говорится, смешал в кучу и людей, и коней, и всё-всё-всё остальное.


Peter Paul Rubens – Perseus and Andromeda (1621)

поскольку такой щит сделал себе не Персей, а сама Афина, которой он в какой-то момент подарил голову Медузы.

В сознании современного человека этот артефакт скорее всего присутствует в форме от Караваджо:


Michelangelo Merisi aka Caravaggio – The ceremonial shield portraying Medusa’s Head (1600)

Или – в более иконической форме – от Версаче:

На самом деле Афина сделала себе из головы Медузы не щит, а так называемую эгиду, нагрудные доспехи.

Их потом (по слухам) воспроизвёл Александр Македонский, который считал себя потомком Зевса.

Это только часть историй про щиты, конечно, и надо будет рассказать и про несколько других продолжений.

Advertisements

One thought on “От щита!

  1. Факт наличия наплечных и нагрудные эгид с Медузой у богов и сыновей божьих (Александр, сын Зевса) не может не заинтересовать. Уравнивание Феномена, маркером которого является Медуза, – с богами!. То же самое произошло и с Золотым Тельцом иудеев, но тот долго не продержался, как известно: “Вот бог твой, Израиль!” Кошмар! Что положено Юпитеру, не дозволено Быку! Аж скрижали со зла пришлось разбить….
    Но в варианте с Медузой “подвижки” кое-какие уже есть. Согласно французскому антиковеду Пьеру Шантрену (Pierre Chantraine),с древнегреческого, Μέδουσα /Medousa от μέδω/ Мидо, “порядок, правило”. А не чудовище Персеевого мифа. Посмотрите нее личико на мозаике в Родосской крепости! И, кстати, здесь, на груди у Александра, она вполне нечего себе… Ангелочек! Да-да, ангелочек, на этрусских надгробиях это также вполне очевидно. Короче, за эти 2000 лет каких нам только Змей и Рогов (Бык-Козел-Молох-Бес-Черт-Бафомет) не понарисовали, чтоб сокрыть первоначальный Феномен.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s