За щитом(-зеркалом)


Tintoretto – Venus, Vulcan and Cupid (1551)

Эту историю хочется начать со вскрика типа “Но не всё так плохо было у Венеры с Вулканом! Были и на их улице  праздники!”   Вот, как показывает нам тот же Тинторетто, растили детей, заботились друг о друге, всё как у людей.

Венера даже захаживала в офис кузницу к мужу – хотя там царил бардак, антисанитария и вообще жара (вулканическая).


(Follower of the) Jan Breughel the Younger – The Forge of Vulcanl

Злые языки, правда, говорят, что ходила туда Венера не из любви к Вулкану, а по причинам своекорыстным – ей хотелось, чтобы лучший кузнец в мире сделал – щит (sic!) её сыну Энею (Aeneas). Некоторым интересным моментом была то, что Эней был да, сыном Венеры, но нет, не сыном Вулкана. Где-то там у богини любви опять случилась любвеобильность, да ещё и с простым смертным (точнее, с полу-простым – Анхис, отец Энея, сам вёл свою родословную чуть ли не от Зевса; то есть, всё опять запутано, как и обычно).

Как бы то ни было, но известно, что

щит Энею был таки сделан

и что как-то он там с ним относительно успешно воевал во время Троянской войны.

Щит не обладал каким-то особыми (=зеркальными) отражающими свойствами, но сама история начинает изготовления специальных щитом богинями начинает приобретать какой-то выраженный архетипический оттенок.  Например, специальный щит получает потом от своей матери, морской нимфы Фетиды, и Ахиллес, другой герой Троянской войны.

Хочется впасть в этакую фоменковщину и начать всё как рассказ про одного и того же героя (и про один и тот же щит). И про одно и тоже зеркало (и его одно и то же отражение).

Но про кузницу – тема визита Венеры в оную была довольно популярной, позволяя показывать массы интересного барахла:


Jan van Kessel – Venus at the Forge of Vulcan (1662)


Jan Brueghel the Younger – Venus at the Forge of Vulcan

На многих из них появляется и пресловутый щит


Frans Floris – Venus at Vulcans Forge (1560)

Я не встретил ни одной работы пока, где бы этот щит имел хоть какие-то зеркальные свойства:


Georg Raphael Donner – Venus In The Forge Of Vulcan (1735)

хотя некоторые дизайны довольно необычны – у того же Доннера щит плавно превращается в лицо – но может быть, это всё-таки уже зеркало?

Но чаще всего это просто богато украшенные щиты:


Giovanni Battista Tiepolo – (sketch for)  Venus and Vulcan (1765)

Правда, именно этот щит и имеет какое-то (прямое?) сходство со щитом/эгидой Афины:

Тем более странно обнаружить очень старую – помпейскую ещё – фреску, на которой Вулкан делает для Венеры (и её Энея) вполне зеркальный щит:

Или это он для Фетиды (и её Ахилла) делает щит? Или для Афины – и её Персея?

Собственно, вот на этой постоянной путанице и хочется остановиться (ээ, в прямом и переносном смысле – это как бы конец постинга).

Advertisements

One thought on “За щитом(-зеркалом)

  1. В щитах изобразительная, графическая (иногда – идеографическая) Зеркальность – это только первое свойство. Дальше следует нумерологическая составляющая, особенно это касается щита Агамемнона, щита Атридов, того, что с трехголовым змием. 10, 12, 20 – это абсоютное соответствие Шифру, как “Тройка, Семерка, Туз”. Кроме нумерологии у Гомера, как, впрочем, и в других мифологичских и религиозных “либретто”, принцип Зеркала просматривается также и в смысловых ВЕРБАЛЬНЫХ блоках. Так, например, в щите Ахилла Первоисточник очень явственно отражен благодаря Лабиринту (это, собственно, “Центр”, Гефест его соорудил по аналогии с лабиринтом на Крите (упоминание Дедала, Ариадны и Кносса). Ну, и две наши ЗЕРКАЛЬНЫЕ “дельты” со звезды Давида, куда от них деваться: город, где веселятся, и противоположный по знаку, где печалятся.
    Кстати, пусть не в этот, античный блок, а в христианский, но есть еще одно отражение Зеркальности: две Марии, вставшие по обе стороны от Распятия. Одна непорочна, дева Мария, другая блудница, Мария-Магдалина. Плюс и минус.

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s