Вулканические игры с зеркалами

Тут вот i_shmael вернулся из Испании со щитом, да ещё и не каким-нибудь, а зеркальным; это очень интересная тема, и про неё я как-нибудь (вскоре? никогда) тоже напишу (мне есть что сказать и про щиты ‘вообще’, и про свято-георгиевские /архангело-михаиловские в частности).

Но так получилось, что у меня в работе как раз был другой материал, про другой щит (тот, что на картине выше). Испанский щит получился как бы полунамёком – мол, пора и бы запостить.

Пощу.

На самом деле то, что выше – это только кусочек картины, а вся работа Тинторетто выглядит вот так (кликабельно):

Поскольку предыдущие истории про Тинторетто (про Вирсавию/Бат Шеву и потом про Сусанну) были про разнообразные формы гендерных абьюзов, то может показаться, что и на этой картине изображено какое-нибудь изощрённое надругательство.

“Изощрённость” тут есть, а вот “надругательство”… всё зависит, с чьей стороны посмотреть. Картина называется Venus and Mars Surprised by Vulcan (“Венера и Марс – не то, чтобы удивлены, скорее захвачены врасплох  – Вулканом”); написана она в 1545 году, ещё довольно молодым (ему было тогда 27 лет), но уже известным  художником (в Венеции, по крайней мере).  Как и многие мастера того времени и места, Тинторетто писал не только работы на христианские сюжеты (которых у него было большинства, конечно), но и на так называемые классические темы, изображая различные древне-римские/греческие истории.

Какая история разыгрывается тут?

Действующие персонажи:

Вулкан (в греческой версии Гефест) – бог огня и покровитель кузнецов; большую часть времени он проводит в своей кузнице, где искусно мастерит оружие и всякие другие гэджеты. Обычно он изображается злобным стариком непривлекательно вида, к тому же хромым.

Венера (Афродита) – молодая и красивая богиня любви и жена Вулкана. Обычно изображается любвеобильной (например, полу- или совсем голой) и самовлюблённой (часто красующейся перед зеркальцем).

Марс (Арес) – бог войны, сильный и смелый воин, альфа-самец. Обычно изображается вооружённым до зубов, в центре всяческих батальных сцен.

Амур (Купидон) – тут он один, но чаще всего показываются стайки таких милых малышей с крылышками, вьющихся вокруг Венеры; на самом деле, это её и Вулкана дети, но про это часто забывают и считают их как бы просто спутниками богини любви, помогающими ей всех друг в друга влюблять, путём выпускания из лука т. н. стрел любви.

Собачка – обычно почему-то считается символом т.н. женской преданности. В данной пьесе она играет совсем, совсем другую роль.

Действия 1 – N-1 (тут не показаны, но можно почитать у Гомера): Гефест и Афродита как-то живут, например, заводят тех самых купидончиков; но что-то вероятно у них не всё хорошо легло, и Венера начинает встречаться с Марсом. В какой-то момент Арес узнаёт, что муж собирается в командировку (на остров Лемнос). На самом деле это ловушка, потому что молодых и заложили, и подставили.  Гефест задумал хитрую шутку – а также изготовил хитрую штуку, специальную тонкую, практически невидимую, но очень прочную сеть, которую он натянул в спальне жены вокруг кровати, и только потом пустил слух о своём скором отъезде. Ещё он тайно пригласил весь остальной Олимп (включая самого Зевса) в гости. Молодые слуху поверили, собрались было…

Действиe N:  … и тут как раз случился сюрприз. Ловчая сеть сработала, они в ней запутались в самых неподобающих позах, а тут как раз вломились все остальные боги и над всей этой ситуацией как следует поржали.

Действия N+1: В целом вся эта история каких-то особых последствий ни для кого не имела; for lulz. Что с них взять-то, с бессмертных богов?

Интересно, что у Тинторетто Действие N показано, мягко говоря, неконвенционально. Вот несколько примеров более расхожих визуализаций; на них обычно хороши видна и парочка, и ржущие боги, и сам Вулкан с сетью:

Иоахим Эевал (Joachim Wtewael) – Mars and Venus Surprised by Vulcan (1601)

Иоахим Эевал (Joachim Wtewael) – Mars and Venus Discovered by the Gods (1605)

Якоб ван Хемскерк (Jacob van Heemskerk) – Aphrodite, Ares and Hephaestus (1634)

Alexander Charles Guillemot – Mars and Venus Surpirsed by Vulcan (1827)

Guglielmo della Porta – Venus and Mars Trapped by Vulcan (1590)

Louis-Jean-François Lagrenée – Venus and Mars Surprised by Vulcan (1768)

На большинстве картин именно сеть является главной представленной технологией (на последних трёх работах щит Марса тоже появляется, но роли он почти никакой не играет).

Существует также ряд работ (не обязательно картин), изображающих предыдущие действия. Вот, например, фреска из Помпей, на которой, как считают, изображена встреча Марса и Венеры:

Mars and Venus, fresco from Casa delle Nozze di Ercole, Pompei

Вот уже более поздняя работа – отметим, что на ней тоже присутствует щит Марса.

Frans Wouters – Venus and Mars (1545)

А на этой картине щит уже приобретает зеркальный свойства

Carlo Saraceni – Venus and Mars (1600)

В отполированном до блеска металлической поверхности отражается рука и коленка амура (который, правда, ещё и писает в шлем бога войны, вероятно, предвосхищая то, как его вскоре опарафинят):

На картине Падованино щит уже больше похож на зеркало (и находится на стороне Афродиты):

Padovanino – Venus and Mars Surprised by Vulcan (c.1631)

А у Пуссена Венера уже совершенно явно использует щит как зеркало:

Nicolas Poussin –  Mars and Venus (c.1640)

Тут надо заметить, правда, что все три последние работы созданы намного позже картины Тинторетто, и могут быть уже перепевами как раз тинтореттовского разворота сюжета.

Сохранился эскиз этой картины, на котором видно, что зеркало (или щит?) присутствовало на самых ранних этапах дизайна, ещё даже до того, как в картине появился Марс.

По сравнению с другим драмами Тинторетто показывает нам чуть ли не бытовую/мелодраматическую сценку: ревнивый муж-старик врывается в спальню к молодой жене, ищет предполагаемого любовника – который в это время прячется под столом (ещё не даже не раздевшийся? уже одевшийся?) И на которого или уже, или вот-вот залает Собачка (которая в этой сцене, судя по всему, на стороне мужа).  Никаких сетей, никаких богов – если бы не полусонный Амурчик, можно было бы вообще не понять, что это что-то аллегорическое.

Что в этой работе интересно? помимо курьёзной куртуазности сюжета?

Мне кажется, интересно тут не (с)только использование щита Марса как в качестве зеркала (хотя это безусловно очень творческое решение), как включение этого зеркала в сложную сюжетную психологическую игру, которая разыгрывается перед нами на картине:

Я не могу с уверенностью сказать, что это делается первый раз в истории – в каком-то смысле, ту же чету Арнольфини можно тоже описать как постановку, да и Златокузнеца тоже. Но мне кажется, что тут драма разыгрывается намного более явно, просто по-шекспириански, и зеркало в ней играет важную роль.

Можно было бы и сильнее сыграть, конечно – например, тот же Марс мог в зеркале отражаться тоже, или собачку туда можно было бы засунуть. Но уж как получились,  тоже довольно интересно.

PS: Кстати, если уж говорить, что ещё могли отражаться в этом щите-зеркале, так это сам Тинторетто. Если представить, что для создания этой картины использовались какие-никакие артефакты (например, настоящее конвексное зеркало как модель), то в нём легко мог бы разместиться автопортрет:

Мне неизвестны никакие исследования отражения в этом зеркале, точнее, исследования искажение в этом отражении. Которые бы могли, например, подсказать, насколько выпуклым был щит Марса.

А вот по мнению Даниэля Арасса (Daniel Arasse), французского историка искусства, в том голубом квадратике мы можем увидеть не Тинторетто, а другое зеркало – зеркало самой Венеры! Вот цитата из его книги Take a Closer Look (перевод французского издания On n’y voit rien) (стр. 8)

Как и многое другое у Арасса, эту версию можно было считать притянутой за (“зеркальные” в данном случае уши. Если бы не другая, малоизвестная картина Тинторетто “Туалет Венеры”, где богиня позирует со вполне себе зеркальцем (плоским, кстати, а также в очередной раз прекрасно демонстрирующим “Эффект Её Имени”).  

Надо добавить, впрочем, что эту Венеру пока только атрибутируют Тинторетто. Судя по качеству, это наброски (штудии) к какой-то картине. Я не знаю, когда она точно написана – в описании говорится, что 1570, то есть на 15 лет позже Сюрпризов с Сеткой.  

 Для порядка можно добавить, что сами Сюрпризы сейчас находятся в мюнхенской Alte Pinakothek. ± 135 x 200 см

2 comments

  1. Ну да, опять Инь-Ян, Плюс-Минус… Только чой-то они везде САМУЮ ВАЖНУЮ деталь мифа упускают. Сеть! Вулкан-Гефест сделал золотую сеть – и накрыл ею любовничков.
    А Сетка, она ведь непроста. Она вначале на Дельфийском омфале проявлена была. А еще раньше – в шумерской истории с Мардуком и Тиамат, и у египтян, как же, как же… Это уже лишь наприконцовке уже у нас, в России, на куполах Василия Блаженного “заспиралилась” двумя встречными (зеркальными!) змеями… Хотя, чего там только еще, На Блаженном-то, не обозначено для русичей, читать не перечитать знаков сакральных. Сталин знал, конечно, но не все. А Собор, слава Богу, жив.

  2. А, все-таки есть, есть на паре полотен та Сетка! Чуть не просмотрела…

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google photo

You are commenting using your Google account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.