Старость и Kindle(d) Fire

Тинейджерство, как говорится, не пропьёшь; местный представитель оного и в этой работе видного мастера позднего Ренессанса Джакопо Робусти (более известного в народе как Тинторетто) увидел не что иное, как увлечённое рассматривание Сюзанной новенького Kindle Fire. А что до поз, так тины и не в таких читают.

Итак – кто тут кого и во что (и зачем) рассматривает ? И как это потом всё во всём отразилось?

Сначала  – оригинал (а не жаба) картины Тинторетто Сусанна и Старцы (1555) (в английской традиции этот сюжет обычно называется Susanna and the Elders).  Как обычно, мне хочется рассказать про эту картину (и про её зеркало), но приходится начинать вокруг да около, и про многое другое.

В каком-то смысле, вся эта история очень похожа на предыдущий рассказ, про Вирсавию и Тазики с Зеркалами, но с другой стороны – это почти полная (зеркальная?) её противоположность (и особенно в том, что касается зеркал).

В этот раз я начну не с художника, а с самой истории. Которая, в принципе, тоже считается ветхозаветной (она входит в так называемую Книгу Пророка Даниила), хотя тут есть нюансы – дело в том, что в оригинальной еврейской версии Старого Завета этой книги нет, она появляется только в более поздней греческой Семидесятнице, Септуаги́нте.  Поэтому  историки считают, что сюжет попал в Библию не раньше первого, а то и второго века до нашей эры; в православии он есть, и Сусанна признаётся одной из святых, но в иудаизме, например, её нет и события эти никак не трактуется.

Что там произошло? Сусанна (по одной версии – девушка, то есть незамужняя, красивая, но известная своим праведным поведением, по другой – жена, то есть, тоже красивая, но преданная мужу) прогуливалась в (своём?) саду; по другой – она решила там искупаться (просто помыться?).

За каковым занятием её застали два старца (то есть старейшины, судьи, выбранных на эту должность народом). (В некоторой более развёрнутой версии они сначала воспылали страстью к Сусанне поодиночке, поодиночке же стали следить за ней, но во время слежки столкнулись друг с другом и решили тогда действовать сообща).

Улучив момент, когда Сусанна осталась в саду одна, они набросились на неё с предложением предаться роскоши человеческого  общения заняться с ними сексом. Надо при этом иметь в виду, что по законам того времени и места Сусанну, если бы про её такое занятие стало известно всё тому же народу, он (народ) должен был бы забить её камнями до смерти, за прелюбодеяние.  Старцам (=судьям) это было тоже хорошо известно, поэтому они начали шантажировать Сусанну, угрожая ей в случае отказа опорочить её, обвинив – тут не совсем ясно, то ли в приставании к ним, то ли в якобы занятиях всё тем же сексом с некто третьим.

Взвесив все альтернативы, Сусанна решили роскоши не предаваться, а подняла шум и крик, набежал народ, которому уважаемые старейшины умело навешали на уши лапши про Сусанины якобы прелюбодеяния.  Но несмотря на все её отпирания, Сусанне не поверили и приговорили к смертной казни.

Тут как бы случилось чудо, поскольку невесть откуда явился некто Даниил (он тогда ещё не был пророком), который смог вывести старцев на чистую воду (применив то, что потом стали называть перекрестным допросом – расспрашивая их поодиночке, он обнаружил какие-то нестыковки в ответах). В результате казнили стариков, Сусанну оправдали, справедливость восторжествовала итп; а Даниил начал с этого момента становиться как раз пророком.

В силу особенностей сюжета он стал невероятно популярен в т.н. изобразительном искусстве:


и это только малая часть, разумеется. Несмотря на то, что это не совсем канонический сюжет (а наоборот, сюжет довольно апокрифический), Сусанна и Старцы изображены практически всеми крупными художниками (и некрупными тоже, конечно).

Но как и в случае с Вирсавией, все ранние работы (собственно, почти все до этой картины Тинторетто) не использовали в изображениях зеркал, никаких.

Я нашёл только одну гравюру, созданную раньше, чем полотно Тинторетто – в 1532 году, немецким мастером Георгом Пенцем (Georg Pencz). Но некий круглый предмет, который стоит у ног Сусанны, вполне может быть и тем самым медным тазиком, а вовсе не зеркалом.

У Тинторетто же не просто самое что ни на есть зеркало, а одно из самых нормальноправильно используемых зеркал в искусстве. Его не случайно притащила с собой в сад эта красивая женщина с очень необычной причёской – она реально его использует (смотрит в него) и её действия согласованы с тем, что она в нём видит, то есть, это чистой воды актант (не в семиотичесом смысле, а в Латуровском).

 

Это очень транквильная картина, в ней нет и доли той похотливой агрессии, которыми обычно наполнены работы на данную тему – сравните её, например, с версиями Рубенса:

 

И в этих, и во многих других работах масса страстей-мордастей, да, но нет зеркал но нет того саспенса, который есть у Тинторетто.  У Тинторетто старцы ещё не спелись, они ещё каждый поодиночке холят и лелеят своих бесов в рёбрах (и у них как бы есть ещё шанс их угомонить).  Старцы у Рубенса (и у большинства других) – уже не тихие сапы, только подкапывающиеся, подкрадывающиеся к Сусанне; тут они уже все шум и ярость, и похоть, и слюни, и что у них там ещё выделяется.

Но вот что интересно – в отличие от Массейса с его Вирсавией с Зеркалом, вброс зеркала в сюжет с Сусанной Тинторетто мало повлияет на его последующее изображение. То есть, практически никак не повлияет – как её рисовали без зеркал, так и продолжили рисовать без.

Кстати, у того же Массейса (Яна, сына) тоже есть картина с этим сюжетом (и тоже без зеркала):

В каком-то смысле интересным исключением стал сам Тинторетто – он написал через несколько лет ещё одну Сусанну

Она сильно уступает, но мой взгляд, его первой Сусанне (Тинторетто вообще очень неровно писал, у него то шедевр, то полный отстой – хотя в таких случаях всегда можно свалить на мастерскую); с этой работой, например, не очень понятна доля в ней собственно Тинторетто.

Но как бы то ни было, зеркало-то в ней есть – хотя если не ткнуть в него пальцем, не всякий его заметит.

Но роль оно играет в целом никакую.

Находят небольшое зеркальце в ногах у Сусанны известного голландского художника Хенрика Гольциуса (Hendrik Goltzius)

Вот более крупный план:

или что-то, напоминающее зеркало, на другой его работе:

И тоже – вид крупнее:

 

Но это практически и всё – из многих десятков, если не сотен работ!

Почему вышла такая разница с такими в целом (=структурно) похожими сюжетами, мне не очень понятно. Такая вот витееватость истории (искусства). Если у кого-то есть соображения или доп.инфа, то поделитесь, пожалуйста.

ЗЫ: Это не совсем вся история про Тинторетто и зеркала, но теперь уж в другой раз.

UPDATE:

Недавно я нашёл ещё одну Сусанну со Старцами И зеркалом – на картине фламандца  Якоба Йорданса (Jacob Jordaence) 1635 года:

Вид крупнее:

 

Не совсем понятно, что “как бы хотел сказать нам художник” этим зеркалом – формально оно подходит под весь антураж (тазик, расчёска, бусы, такое), но отражает оно что-то невнятное. Кусочек блузки (или как там называлась эта деталь платья), да, но вообще-то оно вполне могло бы отражать и Сусаннину попу. А это уже был бы немного другой коленкор:

 

PS: Как потом обнаружилось, знаменитых картин Тинтореет, оказывается, две:

Почти сто лет спустия была создана очень точная версия этой картины, и в какой-то момент их даже выставили вмест в Музее истории искусств в Вене. Это не моя фотография, а i-shmael, который мне про всё это и рассказал.

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s