Зеркала ДеГа в ДеВяти частях, с Прологом, Эпилогом и Бонусом

Я начал свои песнопения (о)писания про зеркала Дега несколько необдуманно, надо сказать. И не в том даже дело, что их оказалось “очень много”, зеркал этих, но они оказались ещё и очень разными, в один нарратив укладываться не хотели, а, наоборот, требовали “доп.чтения” (которое обычно приносило всё новые и новые “зеркала”) и приводили к всё более удалённым забегам мысьи по древу.

Но как-то я это дело добил, по крайней мере, в первом приближении. Опыт показывает, что из-за угла всегда может вылететь очередная Баба-Яга в ступе картина с зеркалом, которая вынудит всё передумывать и переписывать. Ну да и слава богу, с другой стороны, пусть покой нам даже и не снится!

А пока вот какой расклад: этот постинг как бы саммари, в нём даётся только очень короткое описание основных тем-кластеров, и уже из них ссылки ведут на отдельные постинги, разбросанные там и сям в журнале.

Итак, наши кластеры

0. Пролог – стадия, когда никаких зеркал у Дега ещё не было и в помине (я рассказываю про неё тут, и для биографических деталей, и для своих досужих размышлений).  Картины здесь – чистые репрезентации, без каких-либо зеркальных ухищрений.

 

Кластер I – Классовые зеркала

В него входит несколько ранних работ Дега, в которых впервые появляются изображения зеркал (но которые, как я пытаюсь показать, практически “не работают” как настоящие зеркала, а лишь выполняют функцию “маркеров социального статуса”); интересно, что почти все они (за исключением только Сцены в интерьере) показаны “урывками”, то есть, на картинах изображается только часть зеркала. Я пишу про работы из этого кластера в том же первом постинге, но одна из них попала и в следующий.

Кластер II – Балетные зеркала

Дега написал массу “балетных” работ (собственно, он больше всего и известен “в народе” именно из-за них и как автор оных). Лишь на небольшой части из них изображены зеркала, но “небольшая часть массы” в результате всё равно даёт довольно значительное число – я пишу про них тут.  По сравнению с первым кластером в этих зеркала уже “что-то видно”, но по-прежнему большинство из них не играет какой-то значительной роли на картине – в них не смотрят, с ними никак не взаимодействуют; они, скорее, “сбоку бантик”, интересная виньетка в интерьере. Исключение составляет лишь пара поздних работ этого кластера (а заодно и периода), которые можно считать переходным к другим кластерам (третьему и шестому в моих расчётах с Дега).

Кластер III – Зеркала шляпников

Я выделил в этот кластер несколько работ; большинство из них действительно изображает шляпные салоны-магазины, потому и название, но есть и несколько “примкнувшие к ним других”.  Интересно, что на некоторых их них зеркала “технически говоря” даже и не присутствуют; они вынесены за рамку картины, но их присутствие в сцене настолько явно, что я включил их в эту группу тоже.  Я пишу про них в конце этого постинга.

Кластер IV – Развиртуализация в зеркале

Это в каком-то смысле “вырожденный кластер”, он состоит лишь из одной картины; которая, в свою очередь, так отстоит от всех других “зеркальных” работ Дега, что я решил описать её как отдельный тип (примерно в середине всё того же постинга).

Кластер V – Зеркальные стены

Это тоже не очень большая, но, как мне кажется, довольно важная группа работ; её можно описать как “огромные зеркала в публичных местах” и списать только на “технологический прогресс”. Но мне кажется, там есть несколько интересных и художественных, и психологических моментов (и я описываю её ближе к концу там же).

Кластер VI – Зеркала водных процедур, или “Тазики”

Это последняя и довольно большая группа “зеркальных” работ, интересная сразу с разных точек подсматривания за ними.  На значительной части из них и действительно изображены значительно обнажённые модели (в простонародье ещё именуемые “голыми”).  Причём изображены они так, что не у одного меня “накопились вопросы к аффтору”.  Но помимо обычного контента, они довольно интересны и с зеркальных позиций – я пишу про этот кластер в этом постинге.

Формально это не кластер, а Эпилог; некоторые последние работы, в которых зеркал уже нет. В каком-то смысле замыкание пожизненного цикла с зеркалами – я (совсем немного) пишу про них тут же.

А это какбэ обещанный Бонус; пара-тройка слов с картинками про Дега-фотографа, которые тоже имеют некоторое отношение к зеркалам.

 

Leave a Reply

