Зеркальное Открытие


Как водится, я хотел про совсем-совсем другие зеркала уже начать, наконец, рассказывать – мне хочется побыстрее накидать сюда побольше материала, чтобы потом можно было в более интересные кейсы смотреться.  Но быстро не получается, вместо это начинается свойственные мне растекания по древу, обоснованные отвлечения, а чаще просто скачки вбок, так что обещанного даже и за три года может не получиться, увы.

Так, намедни я рассказал про некую утерянную картину ван Эйка, и как никто не понимает её содержание. А ещё про то, что там допущена ошибка при изображении отражения (неясно кем – самим ли ван Эйком, либо уже копиистом).  Внимательная ropher указала мне, что никакой там ошибки нет. Я, разумеется, не поверил и попёрся дальше играться с зеркалами и куклами


а также с самим изображением, прогоняя его через всякие фильтры.  Тем временем, нашёлся и более крупный фрагмент картины ван Хахта (это его соляризированная версия стоит в начале постинга).  Я, кстати, по-прежнему считаю, что тут есть ошибка, что изображение девушки в зеркале неправильное (её правая рука развёрнута в зеркале на картине не в ту сторону).  Но теперь, как говорится, это даже и неважно.

Потому что в процессе ковыряния с репродукцией этой картины (очень плохого качества, надо добавить) я сделал “открытие” – теперь я знаю, что нам “какбэ хотел сказать автор картины”. И сейчас  поделюсь этим открытием и с вами.

Пара-тройка предуведомлений:

– Это может показаться абсолютной ахинеей, как само по себе, так и из-за очень плохого качества репродукции (там же всё равно ничего не видно, какие выводы-открытия).

– Репродукцию получше я запросил в музее, может, и пришлют, и всё станет ясно; я также послал запрос Главному Реставратору этой картины, которая тоже, может, и ответит – и подтвердит либо ахинейность, либо нет (либо их банальность, типа, это боян уже давно).

– Небольшой опыт возни с “изображениями зеркал в произведениях искусства” позволяет мне считать, что вывод мой может и не  быть полной ахиненей.  То есть, я сейчас не могу, разумеется, ничего утверждать на 100%  про эту картину (до прихода хорошей репродукции, по крайней мере); но я могу зато показать несколько похожих примеров.

Итак, свет мой, зеркальце скажи – на отражении девушки в зеркале у неё вместо головы череп.


А всё это вместе призвано быть осуждением того, что по-английски называется Vanity (и что на русский обычно переводится как “тщеславие”, но что является более узким понятием, как мне кажется).

Сначала про картинку – в данном случае я выбрал фильтр “камера ночного наблюдения”, как мне кажется, он лучше всего показывает череп. Но есть смысл посмотреть и другие версии тоже.

Вот соляризованная картинка – на ней видно, что голова на отражении остаётся “белой” (она должна стать “черной”, как и всё тело)

Вот фильтр “старая фотография”; тут две черные точки-глаза даже лучше видны, чем на “ночной камере”

А это оригинальный цвет

Про копию этой картины ван Эйка на картине ван Хахта мне трудно сказать что-то определённое

Я не вижу там явно черепа, но он может и быть (хотя я вижу всё ту же ошибку с руками, кстати). Но можно предположить, что там всё-такие что-то такое, может быть, и происходит.

В статье про Vanity на английском рассказывается и про сам концепт (который существовал и до христианства, но только в нём стал смертным грехом, седьмым , Гордыней) и про традиции изображения его в искусстве (начиная с Вавилонской Блудницы, до разнообразным образом возлежащих обнажённых див (в том числе, и с зеркалами), а также участия дьявольских сил во всём этом деле (часто включая непосредственное изображение дьявола или смерти).

В русской версии про сам коцепт тщеславия что-то рассказано, но про традиции его изображение в искусстве совсем пока ничего нет.  Я потом постараюсь собрать какой-то текст –  он пригодится и не только в этом случае.

А пока – несколько картинок на тему:

Иеронимус Босх – Фрагмент панно  “Семь Смертных Грехов” – Гордыня (Superbia) (c.1500) –  обратите внимание, что там в комнатке ещё один человек с зеркалом.


Jacques le Grant – Le livre des bonnes moeurs ( “Книга хороших манер”) (c.1470)


Lucas Furtenagel – Hans Burgkmair and his wife Anna Vienne (1527)


Hans Memling – Earthly Vanity and Divine Salvation (1485)


Monogrammist M. – Vanity and Death, or MORTALIA FACTA PERIBUNT (Mortal achievements will be destroyed) (c. 1560)

И это только несколько примеров, которые просто под руку подвернулись, без особых копаний, их на самом деле тонны.
Я собираюсь про некоторые из (на)писать, так что уже не буду выкладывать всё, или хотя бы не всё сразу.

Кстати, статья в википедии иллюстрируется тоже довольно знаковой картиной –


Charles Gillett – All is Vanity (1905)

 

Leave a Reply

