Зеркала и Эротомагия (ли?)

Я не собирался больше ничего писать про зеркала в этом году, но случайно наткнулся на интересную работу, которая (на первый взгляд) прекрасно соответствует предыдущему постингупро ведьм. Но я пока ничего не буду заявлять, просто расскажу про то, что узнал.

Это совсем небольшая панель, 17 х 24 см, написанная темперой (что довольно странно для периода, к которому её относят, 1480-90; тогда большинство работ писалось уже маслом);  автор её неизвестен, предположительно считалось, что она из мастерской ван Эйка (в основном потому что тому приписывалась в чём-то похожая на неё другая обнажённая), но в последнее время большинство тн экспертов считает, что она была создана кем-то из нижне-Рейнских мастеров, например, в одной из мастерских Кёльна.

Картина сейчас находится в Музее изобразительных искусств в Лейпциге, но там про неё ничего не находится, кроме маленькой картинки, показывающей, что работу, скорее всего, отреставрировали. Но у меня нет этой новой версии, так что будем гадать по старой.

А гадать тут есть про что.

На первый взгляд, сюжет просто – парень подглядывает за голой девушкой (вполне распространённый сюжет в жизни, на удивление мало представленный в искусстве).

Но вот решить, чем же занимается девушка, не могут до сих пор. Я расставил номера на основных объектах, которые обсуждаются больше всего, и нарезал несколько картинок.

Самое непонятное – номер 2.  Это некий сундучок, ларец, в котором находится сердце –  модель? из дерева? воска? алебастра? –  и девушка брызгает на него – водой? кровью? и то, и другое? – выжимаемой из  – губки? другого (настоящего) сердца? какого-то мелкого животного, принесённого в жертву?

Сначала считали, что это некий сеанс эротомагии, типа приваживания возлюбленного. Что, мол, в средние века существовала практика, в чём-то похожая на вуду, когда девушки делали из воска фигурки своих суженных, потом их плавили, тем самым как бы привязывая их к себе.  В некоторых коллекциях картина по-прежнему называется Der Liebeszauber, Любвовное зелье (вариант – заклинание).   Например, в той книге, в которой я её увидел (Renaissance Venice and the North: Crosscurrents in the time of Durer, Bellini and Titian), она так и называется,  The  Enchantment of Love (хотя enchantment – более широкое понятие, чем просто заклинание).

Но такая версия не стыковалась по времени, да и фигурок тут нет, и их не плавят. Тогда стали появляться всё более сложные конструкции, некоторые их которых доходили чуть ли не до “христианской супружеской верности” – что девушка не “разжигает огонь страсти” (см также камин, n1), а “ответственно его тушит”, а “собачка” (n3) указывает на “верность и преданность”.

Птичка в группе 6-7-8 почему-то устойчиво называется “попугаем”:

а попугай – это как бы символ vanity ( как и перо павлина).

Мне птичка почему-то не кажется похожей на попугая, и при это он(а) тырит что-то из кубка (зёрнышко? жемчужину?) Кто это? Что тут делается? Кубок – или чаша – эта вообще очень странный (-ая), со специальной подставкой для большого пера.

Я вижу за птичкой какие-то буквы, возможно, это инициалы мастера, или какой-то намёк, помогающий “читать” работу. Намёк на фамилию автора? Интересно, что птичка тоже “подглядывает” за девушкой.

Зеркало, сколько я не смотрелся в него, ничего такого не показывает, по крайней мере, на той репродукции, что есть у меня сейчас.

Вроде бы там есть какой-то силуэт, а может, я приписываю, нельзя ничего определённого сказать сейчас.

Интересно, что никто не комментирует ленту, такой явный и необычный объект на этой картине. Может быть, на ней был какой-то текст, который потом стёрся? Может, это какие-то буквы? Или она показывает способ (порядок) чтения предметов символов? Я не знаю ответов, но удивительно, что никто больше не спрашивает/не пишет про это.

Но ещё более удивительно молчание про цветы. На этой картине они все разные, и все выложены некоторым определённым образом, образуя, возможно, какое-то послание. Возможно, они были частью некоего ритуала (алхимического, как звучит в комментах уже, и в книге тоже про это пишут).

Сам я точно пас разгадывать эти шифрованные письмена, хотя бы потому что мне розу от тюльпана-то не каждый раз удаётся отличить. Но есть же мастера, может быть они смогут? n0g0t0k спешит на помощь!

Я на всякий случай выложу более крупные изображения, вдруг кто-то сможет определить, что это за цветы и что они могут означать в этом контексте.

1.

2.

3 – 4 – 5.

6 – 7.

8 ( и 9 – ландыш, как я понимаю; а может, и нет)

Моя версия – что это такая инструкция по обнаружению ведьм в доме (в своём или чужом, если вы туда заглядываете). Но я не настаиваю, если у вас есть другие, я с интересом послушаю.

Но на всякий случай я перепечатаю сюда и ту версию событий, которая предлагается в книге:

[тут потом будет цитата]

зы:  Уже в поисках какой-то литературы по данной работе я наткнулся на её римейк, сделанный некто Adam McLean,  современным исследователем алхимии и заодно художником.

 

Leave a Reply

