Искусство поиска зеркал

Я написал вкратце про Босха и его зеркала и поситал, что эту тему можно сказать временно покрытой (“временно” – потому что полностью Босха покрыть в принципе невозможно, и нужно лишь устраивать к нему “вечные возвращения”).  Но я был почти уверен, что уж зеркала то я его перечислил все. Ан нет, совершенно внезапно нашлось ещё одно зеркало!

А помогла мне его “открыть” лекцию некто Joseph Leo Koerner про Босха, даже точнее, про одну его картину – про тот самый Сад радостей.

Джозеф Кёрнер – один из самых известных исследователей немецкого искусства “осени средневековья”; у него, кстати, недавно вышла очень интересная работа, о влиянии Реформации на визуальное искусство (The Reformation of the Image –  Дюрер, Кранах, Балдунг). Собственно, собирая информацию именно про последнего, я и вышел на Кёрнера. Но в этой лекции он не про эту тему говорит, а про Босха и его Сад.

Лекция озаглавлена Art as Knowledge: The Unspeakable Subject of Hieronymus Bosch; по ссылке можно посмотреть всё видео, около часа. Очень интересный, хотя и не бесспорный подход; вот только стиль изложения – это тушите свет, конечно, этакий хардкорный академический искусствоведческий слэнг, да ещё пересказываемый с запинками по бумажке. То есть, это не лекция даже, а просто читка, скорее всего, одной из глав какой-нибудь готовящейся к 500-летию Босха книжки. Но я не жалуюсь, можно зато какие-то заковыристые аглийские слова подучить.

Лекцию я пересказывать не буду, если кому-то интересно – смотрите-слушайте сами (точнее так – если кому-то вся эта тематика интересна, то слушайте обязательно, если английского хватает).  От себя могу предоставить нарезку картинок, которые вам понадобятся при просмотре-прослушивании – а заодно и похвастаться ещё одним зеркалом (!), которое я нарыл у Босха. Yay!

1. Это важный для него тезис, а заодно и инсайт; вы поймёте, если послушаете, хотя и так можно догадаться, конечно.

2.

3.

4.

5.

В результате очередного пристального рассматривания Сада я и наткнулся на это зеркало. Если честно, то я не полностью уверен, что это зеркало – это вполне может оказаться и щитом (тем более, что на соседней стойке висит арбалет). Но, как говорится, очень хочется 🙂

Leave a Reply

