Зеркальный Боддхисатва

Это изображение боддхисатвы можно назвать “зеркальным” в нескольких смыслах. Во-первых, в одной из его многочисленных рук и действительно есть зеркальце (как мне кажется,  в третьей по часовой стрелке от полуночи руке).  Но боддхисатва Авалокитешвара (а это именно он тут изображён  – Знакомтесь, Алиса, это Авалокитешвара!)  является “зеркальным” и в более глубинном смысле.

Согласно пероисточникам, Авалокитешвара и сам по себе боддхисатва (=воплощение и одновременно отражение пути Настоящего Буддиста(tm)), но ещё и суммарное отражение всех остальных боддхисатв всех миров. Ну, может быть, отражение не всего в них, а каких-то важнейших свойств – но зато уж всех боддхисатв до единого. В частности, он как бы собирательное отражение всех их сострадательных созерцаний мира (но и сам, конечно, тоже сострадательно созерцающий, и на мир, и на всех остальных боддхисатв).

Его имя дословно означает Владыка Всезрящий, или даже Всесострадательнозрящий. Зрение в буддизме понимается, конечно, не как “праздно попялиться, ворон посчитать”.  Когда V.S.Ramachandran пишет про “зеркальные нейроны”, он – хотя и полушутя – говорит, что все эти вещи были давно известны боддхисатвам, которые от созерцания мира входили с ним в своеборазный “деятельностный резонанс”, изменяясь от этого сами – но и  трансформируя мир “в нужную сторону”. Далай-Лама, кстати, всегда считается реинкарнацией именно Авалокитешвары на Земле.

Боддхисатва Авалокитешвара часто изображался не только многоруким (и многолицым), но и с павлиньим хвостом (символом в Азии безусловно положительным, в отличие от Европы, где павлин стал синонимом похотливости и бахвальства).  В Азии же, например, павлин ассоциируется не только с красотой, но и с мудростью в частности, из-за “многоглазости” своего хвоста.

На этой скульптуре (из пагоды But Thap во Вьетнаме) боддхистава держит зеркало в руках в области свадхистханы, или сакральный чакры, отвечающей не только за “секс”, но и за воспроизводство мира в целом, путём его бесконечного круговорота отражений в самом себе (и “вечного возвращения” –  Ницше, ку-ку!).

Зеркала в буддизме – символ чистоты и ясности, не только оптической, но и – что важнее – чистоты и ясности восприятия и сознания. Зеркало объективно отражает реальность, но при этом ей не является, и эта о(т)странённость позволяет увидеть в нём происходящее более точно, без предубеждений и в то же время с разных сторон.

Очень поощряется практика рассматривать не предметы, а их отражения в зеркале (точнее даже, в зеркалах); всё это позволяет избавиться от ригидного взгляда на вещи, и обрести более глубокое и сопереживающее понимание мира и себя в нём. При этом предлагается отдельно медитировать на тему неизменности самого зеркала, невлияния на него ничего из того, что оно отражает.

С  другой стороны, способность нескольких зеркал (даже двух может хватить) создавать бесконечные петли самоотражений считается отражением (sic!) и бесконечности мира, и его бесконечной цикличности, а заодно и бесконечности процесса познания мира Настоящим Буддистом ™. В домашнем хозяйстве которого зеркало, таким образом, есть очень полезный предмет.

Первая фигурка сделана в Китае, в период династии Минг (предположительно в 1620-40х).

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s