Мямлим смущённо о секстихе

 

Полностью обнажённая девушка, стоящая в довольно откровенной позе “наотмашь” – это довольно сильный визуальный удар поддых даже и сегодня для многих  – что же говорить о конце 15го века, с его довольно пуританскими нравами? Не то, чтобы нагота была совсем неизвестна, особенно в искусстве – вспомним хотя бы длинногоних див Кранаха. Но последним, однако, можно было щеголять голышом только под прикрытием подобающей классической аллегории, а ещё лучше – библейской истории.  Какая же история разыгрывается тут? И кто эта девушка? (и зачем ей в этой связи зеркальце?)

Эту картину, наверное, следует показывать как в том фильме Powers of of Ten, начав с какой-то интересной точки (почему бы и не с зеркала), и на каждом шаге всё дальше от него “отъезжая” – и каждый раз отмечая изменение “смысла происходящего”.

 

Сначала мы видим в зеркальце миловидное, но и довольно напряжённое (а точнее, просто не особенно окрашенное эмоциями) лицо:

 

Затем в кадр вьезжает рука, и сцена начинает напоминать любование собой, любимой: 

 


 

При дальнейшем отъезде “камеры” появляется и сама девушка, вполне миловидная и даже где-то улыбающаяся девушка. Правда, улыбается она на фоне темы “хорошо раскрытых сисек”, поэтому становится не совсем понятно, что же тут происходит? Что это – послебанная сценка? или нанесение макияжа? (отметим, что губы в зеркале получились “ненакрашенными”).

 


и наконец мы видим почти полностью раздетую девушку, стоящую в чистом поле с зеркальцем в руке:


“Полностью обнажённой” её формально нельзя назвать, поскольку на ней всё ещё есть красные сандалии.

Ещё на “чистом поле” присутствует ряд собак, а на заднем плане – водяная мельница.

Сразу скажу, что все обычные, стандартные рашифровки “зашифровок” ничего “хорошего” не сулят –  как ни крути, а получается разврат на разврате: тут и просто обнажёнка, и зеркало, и собаки (особенно те две, похожие на борзых), и даже мельница (аллюзия на публичный дом – я писал про это, разбирая Брейгеля) – то есть, всё про грех и блуд. Vanity в чистом виде, да ещё в хард-корной версии.

И да, это кстати и не конец – эта панель и сама является частью сложного полиптиха их шести частей (пресловутого секстиха):

 

Я не знаю, как эти панели располагались в начале; и даже то, как они развешены сейчас, тоже не знаю (на сайте музея несколько другой вариант – может быть, кто видел и подскажет? i_shmael?).  (PS: Теперь знаю – мы посетили музей в Страсбурге, где я увидел этот полиптих в реале).

А это его обратная сторона:


 

Там же, на сайте, есть несколько полагающихся интерпретаций всей этой инсталляции (Salvator MundiMemento Mori etc). В частности, про девушку говорят слова Ева (зеркало тут тогда обрастает налётом “инструмента познания”) или Bathsheba (в русской традиции Вирсавия) – что маловероятно, так как в целом это положительный персонаж, несмотря на весь инцидент – который, кстати, в первоначальной версии никакого зеркала не содержал, хотя потом его тут часто вбрасывали.

Скорее всего, это был домашний алтарь – он совсем небольшой (каждая панель –  примерно 16 х 24 см, с обычную, не карманную, книжку размером), и мог даже быть даже настольным (складным/переносным). Его полное название – Earthly Vanity and Divine Salvation (я бы перевёл, хоть и не буквально, как Юдоль земная и спасение небесное – это правильно или нет?); оценки даты создания колеблются от 1470 до 1490 года.

Я бы хотел отметить, что девушка на картине не выглядит смотрящейся в зеркало (как мы помним, она даже и не может себя в нём видеть в данный момент, поскольку её лицо видим мы); то есть, это некоторого вида Бабочка.

Мне просто интересно было обнаружить такую множественную личность интерпретацию зеркала у одного и того же художника – на одной картине в зеркале изображается Богоматерь, на другой в зеркало смотрится Воплощение Плотского Греха.

Хотя и не в зеркале, а в державе в руках Христа на другой панели мы видим ещё одно отражение:

Интересно, что художника не смутило странное соседство, Верховного Трона и комнатного окна – показывающего, что они сидят в обычной комнате; ну в самом деле, не на улице же им в раю сидеть.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s