Ещё одно зеркало ван Эйка


Я написал, что ван Эйк был однолюбом “однозеркальцем”, но тут же сам себя поправил, включив в рассмотрение “мраморные зеркала” его диптиха. На самом деле всё было и ещё сложнее.

Мы все, наверное, видели, картины, подобные этой, похожие на альбомы с марками, на которых изображены массы других картин, развешанных от пола до самого потолка. Изображаться может музей, или галерея, или антикварный магазин, но всегда вот с такой характерной “ковровой развеской”. С такими картинами всегда хочется иметь возможность зума, да ПОБОЛЬШЕ.

В данном случае это картина некто Виллема ван Хахта (Willem van Haecht), не очень-то известного фламандского художника начала 17 века.  Называется она Archduke Albert Visits the Kunstkammer of Cornelius van der Geest (1628), “Эрцгерцог Альберт наносит визит в кунсткамеру Корнелиуса ван дер Геста.  Сам эрцгерцог тут в левом нижнем углу, со своей свитой, а картину ему показывает как раз сам Cornelius (иногда Cornelis) van der Geest –  довольно известный купец из Антверпена, глава гильдии галантерейщиков, который так же был и патроном искусств, собирателем, а заодно и дилером – и антиквариата, и современного искусства тех времён. К современному искусству относились, например, Рубенс или Ван Дейк, а вот Квентин Мэйссис или тот же ван Эйк был как раз уже глубокой классикой.

Виллем ван Хахт был не только художником, но и куратором этой коллекции ван дер Геста, а заодно и её архивариусом. И он не просто нарисовал эту картину, но и подробно описал все те другие, которые на ней изображены.

Поэтому мы и знаем сейчас, что та картина, которую я обвёл рамочкой, называлась Woman at her Toiletteи принадлежала она кисти Яна ван Эйка.


То, что вы видите – не сама картина; оригинал считается утерянным (или всё ещё не найденным), а это совсем небольшая, 16 на 27 см, копия.  Некоторые полагают, что это набросок самого ван Эйка, но большинство склоняется к тому, что это уже более поздняя копия, нарисованная кем-то из его учеников.  Она сейчас хранится в Fogg Museum, одном из музеев Гарвардского университета. В описании ван Хахта она датирована 1434 (!) годом, то есть, ровно тем годом, когда создавался и портрет Арнольфини.

Что именно тут изображено, честно говоря, не понимает никто. Обнажённая молодая женщина в красных тапочках собирается поплескаться в тазике, стоя перед зеркалом? Или это сложная аллюзия на Еву, познавшую (зеркало – символ познания) свою наготу, вкусив яблоко (вроде бы вон, лежит на подоконнике)? А тётя справа тогда кто – причём, для обоих версий? Гадать – не перегадать.

Зато какое жырное зеркало!  Без какой-то особенно изукрашенной рамы, но зато хорошо видно, какое оно выпуклое (конвексное), и как довольно точно переданы тут размеры тел (и их искажения) в отражении. С точки зрения показа зеркал на картинах мы тут видим приём, который я бы назвал Бабочкой – фигура и её зеркальное отражение образуют два крыла, с характерной сменой правого-левого (например – см. ниже – в “реальном” мире мальчик поднимает левую руку, в зеркальном – правую).

На картине (или, точнее, на копии картины) всё не совсем так – тут девушка в реальном мире отводит правую руку, в зеркальном же мире она своей левой рукой закрывает свои т.н. “срамные места”.

На копии точно заметна ошибка. На той версии репродукции картины ван Хахта, которая у меня есть, не видно, так же ли обстоит дело и в его мире, с “реальным” ван Эйком.  Стоит, конечно, попереться в Антверпен и посмотреть.

Было ли это просто опиской при копировании? Потому что ученик, например, мог не работать с реальным зеркалом? Или  это так и было у самого ван Эйка? И это всё тоже символизм чего-то?  Если не отвлекаться пока на символику, а описать то, что мы видим “как есть”, то видим мы тут просто ОГРОМНОЕ зеркало – сантиметров 50 в диаметре, и при этом в довольно сложной раме (без каких-либо пышных декораций, но довольно интересно устроненное само по себе).

Ещё из примечательных фактов – расположение зеркала на оконной раме.  Не совсем понятно, как оно там держится, и является ли его положение стационарным – но размещение такое совсем не уникальное, как мы увидим позже, и что оно “означало”, предстоит ещё выяснять.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s