Недозакрученное зеркало Дерека Бейхерта

Мне бы про Мемлинга закончить, но я по обыкновению соскальзываю, и про другое.  Но как бы и не совсем по “латентным признакам” соскальзываю –  Дерек Бейхерт (Derick Baegert, 1440 – 1502)  вроде бы тоже немец, и тут тоже про Cв. Луку,  Мадонну и Зеркало.

Дерек Бейхерт (или Байгерт) был родом из Везеля (Wesel),  сейчас совсем небольшого городка, но в то время крупного торгового центра, конкурировавшего по значимости с Кёльном.  К большому счастью мастер и его мастерская писали работы не только для церквей и монастырей Везеля, но выполняли заказы в Дортмунде, и в том же Кёльне, и в других местах северной Рейн-Вестфалии. “К счастью” имеется в виду “к счастью для нас”, поскольку Везель был полностью разбомблен союзниками во время авианалётов в конце Второй Мировой; то есть, реально полностью, разрушено было 97% зданий города. Так что от  работ Бейхерта из этого города остались только какие-то обгорелые рожки. Но что-то осталось, и это что-то можно даже посмотреть в музее Тиссена-Борнемисы, например.

Там, кстати, видно, какой у него необычный стиль, в чём-то напоминающий Босха (по некоторым сведениям, Бейхерт действительно совершал познавательные поездки в Утрехт, мог и в Ден Бош заехать, и лично увидеть работы Босха).

Но именно эта панель довольно сильно отличается по стилю от других вещей Бейхерта; она, скорее, напоминает панели того же Кампина. И действительно, оказывается, что это так называемая перерисовка, копия какого-то алтаря Кампина, которую сделал Бейхерт и/или члены его мастерской. Оригинал не сохранился, но вот как сейчас выглядит “копия”.

В описании говорится, что это “точная копия центральной части триптиха Кампина” (и действительно, мы видим, что и отдельные предметы, и общая композиция, и световое решение – всё это встречается на картинах Кампина). Хотя некоторые вещи, например, лица, уже (не)уловимо не его.  Есть, кстати, хороший разбор полётов изображённых на картине объектов и деталей (на английском).

Про зеркало

Имеющаяся у меня сейчас в распоряжении репродукция мало что позволяет увидеть (и сказать). Только что

– оно (зеркало) есть
– оно конвексное
– оно висит на перемычке межу окнами (как и на алтаре Малескирхера)
– оно с большой вероятностью мешает закрываться ставне (как и на панели Мемлинга)
– в нём что-то изображено, возможно, та же группа, что и на картине (Св.Лука и Мария), но может быть, и кто-то ещё (как и у Кампина)

Какие-никакие, но паттерны начинают прослеживаться.

Элементы отсебятины – на картине, которую пишет Св.Лука, зеркала нет. А вот бы было! (я его туда по-хулигански дорисовал на этом фрагменте).  В такой версии это был бы один из самых навороченных лупов в искусстве, и не только Раннего Возрождения.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s