Единорог в окрестностях Голгофы

Рассказ про это “зеркало” мог бы быть короток и прост, и сведён к простой констатации факта – “оно там есть”.  Но есть там и несколько очень интересных “соседств”, про которые стоит рассказать тоже.

Картинка наверху – это моя собственная компиляция четырёх панелей немецкого художника Габриэля Малескирхера (Gabriel Mälesskircher – я не уверен даже, что правильно переношу это на русский; я также подозреваю, что это могла быть и не фамилия, а прозвище – Maler по-немецки “художник”, Kirche – “церковь”).  Редкий случай, но я не могу даже поставить тут ссылку на википедию, где по-прежнему нет статьи про этого мастера, ни на одном языке (!) – хотя на сайте музея Тиссена-Борнемисы в Мадриде он описывается как один из крупнейших представителей Мюнхенской школы живописи конца 15 века.

Про его ранние годы ничего не известно; год рождения – около 1430, предполагается, что он учился у голландских мастеров, потом переехал в Мюнхен, где впоследствии возглавил гильдию Св. Луки (=гильдию художников и декораторов, как мы бы их сегодня назвали), а потом даже стал вице-бургомистром города. Сохранилось очень немного его работ, и все они – части алтарей (отсюда могло быть и прозвище – он действительно писал только для церквей).

Данные четыри панели – тоже части одного, т.н. евангельского, алтаря, на которых обычно изображались евангелисты, авторы четырёх основных писаний Нового Завета. Тут мы видим Св. Марка с его львомСв. Иоана с орломСв. Матфея с ангелом и Св. Луку. Лука должен изображаться с крылатым тельцом, но тут получилась, скорее, обычная корова. Вообще, надо отметить, что мастерство  Малескирхера, как бы это помягче…  ну, то есть, мог бы и получше учиться у голландцев.  Все его работы сильно уступают по уровню тому, что делали ранние фламандцы уже почти за пятьдесят лет до него (эти панели датируются 1478 годом).  С другой стороны, и интернет-то у них был слабоват в то время, какой уж там knowledge sharing и collaborative learning.

Но всё равно их интересно рассматривать, особенно с точки зрения мастерских – на всех четырёх панелях очень интересно показаны творческие лаборатории авторов-евангелистов, то, как они пишут свои писания.

Но с точки зрения моей темы, “зеркальной”, интересна только одна панель, как раз со Св. Лукой – и  зеркалом.

Что тут можно сказать? Что на этой панели оно есть.

Зеркало совсем небольшое (и конвексное), в довольно скромной раме, и висит оно даже на на стене, а в проёме между окнами. Так же, как и на алтарной панели Робера Кампина, не совсем понятно, как им пользоваться, да и для пользования ли оно там вообще висело на гвоздике.   В отличие от панели Кампина, это зеркало небогато контентом – в нём что-то такое отражается,  но что именно – непонятно, и не присутствует на самой картине (то есть, это Единорог).

Композиционно, однако, зеркало находится в самой непосредственной близости от картины с распятием Христа, и поэтому в каком-то смысле оно близко к зеркалу Арнольфини ван Эйка.  Несла ли эта близость какой-то смысл?  Я писал уже про связь зеркала и девы Марии, но есть ли такая связь и с самим Христом?  Были ли три оконные рамы, отражающией в зеркале, намёком на три креста на Голгофе? И насколько такие измышления похожи на дэн-браунинщу?

Весь алтарь был намного больше, он состоял из 12, а не только этих 4 панелей. Часть из них тоже сохранилась, включая панель со Св. Лукой, рисующим деву Марию (ниже – фрагмент этой работы)

Это очень распространённый сюжет, считается, что Св. Лука написал самый первый первый портрет Марии (и за это-то и стал покровителем живописцев), поэтому его очень часто за этим занятием и изображали (благодаря чему история метарисования сохранилась довольно хорошо).  Логично было бы ожидать зеркало именно на этой панели – и как символ самой Девы, и как некий намёк на ремесло.

Но нет, оно стало частью совсем другой панели. Разобрать, что именно изображено в этом зеркале, трудно, если вообще возможно (оно всего около 3 см в диаметре в “реале”).  Должен ли там отражаться сам Св.Лука? Мог ли засунуть туда себя сам художник (сам Mälesskircher, то есть)?

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s