Марция и Зеркала

Это иллюстрация из книги Джованни Бокаччо  De claris mulieribus, или “О знаменитых женщинах”, и изображает она “Марцию, рисующую автопортрет при помощи зеркала“.

Несмотря на крошечный размер изображённого на ней зеркала,  неизвестный нам автор умудрился-таки засунуть в него изображение женского лица. Данная миниатюра, таким образом, является одним из самых ранних изображений не просто зеркала, а зеркального отражения в истории европейского искусства (и, возможно, всей культуры в целом). [*]

Сам трактат написан около 1360 года, но данная книга была сделанa во Франции позже, около 1405. То есть, это миниатюра примерно тех же времён, что и книги Кристины Пизанской, про которые я писал какое-то время назад. Но на миниатюрах в тех книгах зеркала показаны без отражений, тут же мы видим уже вполне “работающее” зеркало.

Так же, как с миниатюрами из тех книг, надо понимать, что это были небольшие вставки в текст, например, картинка выше была, может быть, 5-6 см в размере (а зеркальце, соответственно, вообще с гулькин нос). Я не нашёл пока всю страницу целиком, вот какой кусочек у меня есть сейчас:

По моим оценкам, размер вставки около 7 х 7 см, то есть зеркальце в её руке не больше одного сантиметра в диаметре.
[Кусочек бесполезной информации – многие думают, что миниатюра – это от мини-атюра, такая маленькая-маленькая атюра.  На самом деле слово происходит от латинского слова minium, которое обозначало красно-коричневый пигмент, который, в свою очередь, использовался для раскраски изображений в манускриптах. В какой-то момент случился “сдвиг средства на цель” и miniature стало обозначать уже любую картинку в таких книгах, не обязательно красную. Поскольку все картинки в книгах того времени были маленькие, то впоследствии случился ещё один сдвиг, и  миниатюрами стали называть уже все маленькие изображения, не обязательно в книгах.]

Я недавно нашёл ещё одну миниатюру с Марцией (даже точнее, всю страницу с ней):

Вот сама миниатюра:

Мы не видим тут зеркала, зато в мастерской работает помощник-подмастерье. Другое важное отличие – здесь Марция пишет не автопортрет, а портрет Мадонны с младенцем. Вероятно, в этой связи её (Марцию) могли в какой-то момент тоже записать в святые (я иногда встречаю написание St.Marcia, но пока не нашёл её в каких-то офицальных списках святых).

Но вернёмся к нашей первой миниатюре. Она называется Marcia Painting Self-Portrait using Mirror,  “Марция рисует автопортрет при помощи зеркала”, и призвана иллюстрировать историю про некую Марцию, легендарную древнегреческую художницу, про которую пишет ещё Плиний в своей Истории.

Как потом выяснилось, у легендарной Марции был вполне реальный прототип, так называемая Иая из Кизикоса (Iaia of Kyzikos – это город Cyzicus в современной Турции).  Она жила в конце второго – начале первого века до нашей эры и была известна как раз своими автопортретами, нарисованными при помощи зеркала.  Тут надо добавить, что даже если такая история и имело место, то зеркала там точно имелись в виду другие, бронзовые.

И греки, и потом римляне использовали только бронзовые зеркала, а такие зеркала, как на миниатюрах выше, стеклянные, научились делать только намного позже, в Европе (в Венеции, Нюренбурге, возможно, ещё в каких-то центрах), около 12 века. Согласно некоторым источникам, какие-то более ранние версии могли изготовлены и и в других местах, например, в той же Малой Азии, хотя источники те всё больше легендарные; но в любом случае, там это всё дело как-то не поднялось, и по-настоящему производство стеклянных зеркал началось именно в Европе).
Миниатюра с Марцией интересна и не только из-за зеркал, конечно. На ней показана, например, ещё и вся кухня процесса рисования (какой она была в средние века, конечно, а не во времена оригинальной Марции-Иаи) – все эти вот все баночки с пигментами, кисти, палитра в форме сковородки итп.  Всё это ужасно любопытно – для меня одни из самых интересных рассказов (и показов) – как раз про такие вот “творческие лаборатории”.
Книга Бокаччио оказалась, по-видимому,  очень популярной и “востребованной”, стала “тиражной” и “выдержала много переизданий” (я писал уже, всё в том же постинге, что означало “переиздание” в те времена – надо помнить, что до пресса Гутенберга было ещё 50 лет). Вот ещё одна миниатюра, из чуть более поздней версии (около 1410):
 
Тут с зеркалом не всё получилось – мы видим, что художник “как бы хотел показать нам”, что это зеркало, но не очень смог. Интересно, что зеркало переместилось на стену.

А вот ещё одно изображение того же сюжета, но уже примерно 1420-30 годов.

Тут вообще уже вся мастерская показана, та самая “творческая лаборатория”. Зеркало на этой миниатюре тоже “работает”, хотя и с ошибками. В реальной жизни отражение должно было бы быть намного меньше, но тогда и показывать было бы нечего.  Очень часто такие миниатюры не рисовались “с натуры”, а были “копиями копий”, симулякарми, так сказать, и давали возможность выдать желаемое за действительное. Но процесс пошёл,  художники уже начали помаленьку использовать зеркала “настоящим образом” в своих работах (в разных смыслах этого слова).

Так же, как и в случае с другими миниатюрами, всё это только фрагменты страниц; вот как выглядела вся страница в последнем случае:

Отдельно хочется отметить, что зеркала на этих работах не имеют никакой негативного смысла, наоборот даже, они тут выступают как вполне полезные рабочие инструменты. Это всё изменится, довольно сильно, и довольно скоро, но это уже другая история.

Я пытаюсь как-то систематизировать те разные стратегии (или трюки), которые использовали художники для изображения зеркал, и это в моей классификации – самый первый уровень – Я и Моё Зеркало (надо, правда, добавить, что существует и нулевой уровень  – когда зеркало как бы есть, но оно ещё “не работает” на картине – мы видим образцы подобной стратегии на зеркалах в книгах Кристины Пизанской, например.

[*] Это было очень лихое заявление, неправильное, конечно (но простительное для одного из самых первых опусов). Позже я нашёл намного более ранние зеркала с отражениям (в том числе, и более ранние манускрипты); ну, молодо-зелено, что возьмёшь.

 

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s