Art of Mirrorring Art

 

Я часто говорю, что нет какого-то одного постинга (в моём старом жж), с которого можно проследить начало серии Art Mirrors Art; это правда в каком-то широком смысле, но неправда в “узком” – вот как было дело на “самом деле”:

Недавно я наткнулся на забавный журнал на Flickr-e (там это называется photostream), некто *Huismus (интересно, что по-русски надо, оказывается, говорить “домо́вый воробeй”, а не “домовой” или “домашний”, я не знал), и она (мне почему-то кажется, что это она, хотя я могу и ошибаться), так сказать, креативно абъюзит этот сервис (от creative abuse); не одна она, разумеется, но она это делает в очень чистом – и очень искустном, так сказать, виде.

Flickr – это сообщество фотографов, туда положено помещать только свои фотографии, но разумеется, многие помещают не только свои, и не только фотографии (у меня там, например, и принтскрины, и карты, и графики, короче, любая визуальная хрень, всякая_всячина, ссылку на которую мне нужно потом разместить здесь (или просто визуальный склад, по принципу “пусть лежит, пить-есть не просит”; на самом деле “просит”, но про это надо отдельно писать).

Но у Huismus это в чистом виде “не фотографии” и “не свои”. Она размещает там только репродукции картин, которые, как я понимаю, увлечённо собираются “с просторов всей сети” (хотя, возможно, что-то и сканируется, там много очень больших файлов, которые обычно только так получаются). Милое и благородное дело, хотя мне кажется странным, почему до сих пор нет какого-то общеизвестного ресурса, где лежит уже ВСЁ искусство (или шире, вся визуальная продукция – архивы чертежей и графиков, например, или тех же карт (на сегодняшний день это всё в плачевнейшем состоянии находится).

Но да ближе к делу – она не просто собирает, а тематически; например, у неё есть такой set про зеркала на картинах – Mirror, mirror on the wall, уже около 200 работ. Зеркала самые разные, маленькие, большие, в них глядят, подглядывают, любуются собой, дают любоваться другим,  и много чего ещё делают.

Ужасно интересная галлерея, надо сказать, у меня масса всяких идей появилась во время просмотра (“на несколько постингов”). С одной стороны, можно историю чего угодно на картинах проследить, всё интересно будет (какие-нибудь ножи на картинах, или кровати на картинах, или картины на картинах). С другой стороны, зеркала – это такие хитрые объекты именно с рисовальной точки зрения, позволяющие всякие трюки делать с перспективами, удвоениями/умножениями изображаемых объектов (или субъектов, чаще субъектш), оптическими иллюзиями итп. Ну, и всякие символизьмы зеркала в чел.культуре, тоже интересно.

Я где-то читал, что изобретение современного типа зеркала (в средние века в Венеции) сильно трансформировало всю европейскую цивиллизацию, сделав её такой отличной от других (тут мне, конечно, начнут сейчас вставлять, что зеркала появились не в Европе, и что раньше итп; я в курсе, и про то, что про отражения знали раньше, и что делать впервые научились в других местах). Но “как и обычно”, только в Европе зеркала (а именно то, что называется looking glass, зеркало для рассматривания самого себя) так быстро и мощно повлияли на то, называется identity formation, и в частности modern identity). 

Мне, разумеется, тут же захотелось утащить всю эту коллекцию к себе в нору, и там уже “дополнить и углубить”. 

Интересно, что она не пишет про собрала к себе зеркало из Менин Веласкеса (как раз символа модернизма), и я не нашёл там зеркала Алисы (который мы можем назвать символом пост-модернизма). И вообще там ряд Известных Зеркал пропущен. 

Какие-то есть знаменитые зеркала в русском/советском искусстве? Мне вот только Пивоваровское зеркало вспомнилось, но и то потому только, что у него сейчас выставка большая в Москве идёт, и я смотрел/искал его работы недавно (если кому-то интересно, вот то, что я нарыл – Viktor Pivovarov). 

 

PS: В комментах мне там накидали ещё несколько примеров:

Виктор Васнецов – Алёнушка (1881)

Зинаида Серебрякова (у неё много зеркал)

Борис Кустодиев – Купчиха с зеркалом (1920)

Константин Васильев – Гадание

Leave a Reply

